Главная · Новости сайта  
   
 

  Историческаz справка по часовне Александра Невского


 

ЧАСОВНЯ
Святого благоверного князя
Александра Невского
Барнаул, 2012

 

Время разбрасывать камни

Время собирать камни

(Библия, Кн. Екклесиаста)

 

Автор-составитель – протоиерей Георгий Крейдун

При поддержке фирмы

 

Местоположение города определялось, как правило, географическими и экономическими предпосылками, а вот архитектурный образ русского дореволюционного города решали вертикали православных храмов. «Церковной по сущности была вся традиционная русская культура»[1]. Соборы, церкви, часовни имели свою сферу влияния, иерархию зданий, и в зависимости от этого складывалась образная композиция города. Строительство часовен - это к тому же особая духовная и историческая традиция Православия, отразившаяся на облике русских городов и сел, в наши дни восстанавливающаяся.

Барнаул до сих пор остается камерным городом и сохраняет в себе верность традициям. Даже современная архитектура содержит в себе элементы исторического стиля и является сомасштабной дореволюционной застройке. Находя и восстанавливая разрушенные ранее храмы, церкви, часовни, мы можем поддержать традицию и вернуть облик старого русского города.

Если посмотреть на панораму Московского проспекта конца XIX века, то видно, что среди крыш домов возвышается церковь, являющаяся доминантой этого участка города, а чуть повыше – часовня. Часовня в честь святого благоверного князя Александра Невского была построена в Барнауле в память спасения от опасности Государя Императора Александра II во время покушения на него в Париже в 1867 г. Она стояла на Московском проспекте напротив пожарного депо, посередине бульвара, - между современными улицами Никитина и Анатолия. На плане Барнаула 1877 г. часовня уже обозначена [2]. Согласно дореволюционному архивному документу [3] часовня была заложена 27 июня 1868 г., а освящена 20 июня 1872 г.

На подлинном снимке из фондов Музея «Истории, литературы, искусства и культуры Алтая» видно, что перед часовней выстроился ряд пожарных. Очевидно, это смотр пожарной части, который устраивался ежегодно на праздник Успения Божьей Матери 15 августа ст. ст. Скорее всего, именно в этот день в 1894 г. был сделан этот снимок.

Позднее, когда благоустраивался Московский проспект, вокруг часовни была построена новая оградка с каменными столбиками, кровлю часовни покрасили в шахматном порядке. Это видно на более поздних снимках из фондов Алтайского краеведческого музея. Указанные фотографии дают вид часовни с северо-западной и юго-западной сторон. Видно, что на северо-западной стороне находилась икона святого благоверного князя Александра Невского, а на юго-западной стене - святителя Николая Чудотворца.

Существует также уникальная фотопанорама г. Барнаула второй половины XIX в., хранящаяся в фондах Алтайского художественного музея. На ней частично видна юго-восточная сторона часовни. Именно с этой стороны был вход в часовню.

«12 июля 1908 года в городскую управу обратилась настоятельница Барнаульского Богородице-Казанского женского монастыря игуменья Парфения с заявлением, где она говорит о приписке к монастырю сей часовни. Объясняет это тем, что часовня стоит без надлежащего за ней надсмотра. Молебны в часовне происходят только раз в году - дня Успения Пресвятыя Богородицы, когда справляет свой праздник городское пожарное общество. Городская Дума постановила: Александро-Невскую часовню предоставить Барнаульскому Богородице-Казанскому женскому монастырю во временное ведение» [1].

Дальнейшая судьба часовни похожа на судьбу других церковных строений.

На карте 1923 г. часовня помечена еще как действующая [5]. А на топографических планшетах 1930 г. ни часовни, ни других городских храмов (за исключением Покровского и Крестовоздвиженского) не показано[6].

Однако это не означает, что к этому времени храмы были уже снесены. Как известно, в 1927 – 1929 гг. начался резкий всплеск борьбы с религией и Церковью. И хотя официальная статистика сообщала, что в 1929 г. было закрыто около тысячи храмов, реально эта цифра - несравненно больше. В 1930 г. по всей стране прокатилась волна уже не просто закрытия, а разрушения храмов. Мотив был очевиден. Показательна выдержка из Бийской газеты “Звезда Алтая” за 29 января 1930 г.: “Не колокольный звон, а гудки фабрик и заводов, новые дома культуры должны встречать ленинградского пролетария!” (Отряд рабочих-двадцатипятитысячников). Ниже следовал призыв к более скорейшему переоборудованию церквей под «культурные» нужды.

Таким образом, для советских властей в 1930 г. храмов уже как бы не существовало. Иначе не объяснить пустые места на картографических планшетах города. Возможно, почин не изображать на картах храмовые постройки был к тому же “личной инициативой” некоторых политически подкованных геодезистов того времени.

Часовню Александра Невского тоже не изображали на картах, но она еще долго напоминала о безвозвратно ушедших временах православного Российского государства. Часовня стояла без купола и креста - была обезглавлена, как и Российская Империя - без императора.

После упразднения в годы богоборчества часовня использовалась под бытовые нужды. Вплоть до начала 50-х гг. в ней находилась водопроводная колонка. Еще одна фотография из фондов Алтайского государственного краеведческого музея [7] открывает нам вид на четвертую, северо-восточную стену часовни.

На основе обнаруженных исторических материалов можно сказать, что часовня Александра Невского стояла на довольно значительном и людном месте в городе – главный проспект «Московский бульвар», городской центр. Это достаточно открытое место и поэтому часовня должна была хорошо просматриваться с 2-х сторон по улице, к тому же в пропорциональном отношении ширина самого сооружения в плане занимала приблизительно одну шестую часть от ширины улицы, что давало возможность обзора и с других сторон.

Архитектурно-художественные характеристики Часовни вполне соответствовали законам русского православного зодчества. Вид ее был достаточно монументален, она обособлено располагалась в городской среде, ее форма была массивной. Композиция центрально-симметрична относительно главной вертикальной оси – восьмигранного барабана, переходящего в главу (в данном случае, купол луковичной формы) с крестом. Часовня четырехгранная, имеет квадратный план, высота объема чуть превышает его ширину в плане, что создает определенную стройность композиции. Все четыре фасада относительно равнозначны. Северо-восточный фасад отличается только формой витражного окна. Юго-восточный фасад имеет вход. Для каждого фасада характерна симметрия. Фасады украшены декором - углублениями, выступами, карнизами. Верхняя часть, начиная от карниза, более богата декором, чем нижняя, что несколько облегчает форму и в то же время придает ей устойчивость. К тому же это как бы отделяет нижнюю «земную» часть от верхней «небесной». Декор выполнен в виде «поясков» геометрических мотивов в русском стиле. Окна и дверь часовни имеют арочную форму и так же обрамлены декоративными элементами. Кровля четырехскатная. Шахматный рисунок на кровле, который просматривается на некоторых исторических фотографиях, был нанесен, вероятно, позднее и не имеет отношения к общему стилю.

К сожалению, не удалось установить имя архитектора или инженера, проектировавшего часовню, но живы еще те, кто ходил к этой часовне за водой. По воспоминаниям искусствоведа Т.М. Степанской, часовня еще стояла в 1951 г., а через несколько лет, когда Тамара Михайловна с родителями снова вернулась в Барнаул, часовни уже не было. Это согласуется с архивными данными о кардинальной реконструкции Ленинского проспекта, который стал центральной магистралью города.

В соответствии с Приказом по делам архитектуры при Совмине РСФСР № 233 от 21 декабря 1951 г. “По проекту детальной планировки и застройки проспекта Ленина в Барнауле” в пункте 9 предусмотрен постепенный снос деревянных строений и 1-2 этажных ветхих каменных зданий [8]. Таким образом, в первой половине 50-х гг. часовня была снесена.

И вот по прошествии полувека возникла реальная возможность возродить утраченную святыню, служившую украшением одного из главных проспектов города. Сегодня имеется достаточно архивных и краеведческих данных, чтобы в точности восстановить облик часовни Александра Невского.

С согласия ныне покойного мера г.Барнаула В.Н. Баварина и по инициативе предпринимателя Ю.М. Нижегородцева в 2002 г. были начаты проектные работы по воссозданию данного памятника архитектуры. Глубокую заинтересованность данной работой проявил главный архитектор города С.А. Боженко. Проектирование возглавил А.Ф. Деринг. Архивно-исторические материалы по первоначальному облику часовни были собраны иереем Георгием Крейдуном. Перед архитекторами стояла сложная задача: сохранить достоверность форм и при этом вписать часовню в частично изменившийся архитектурный ландшафт. Из исторических зданий у перекрестка Ленинского проспекта с улицей им. И.С. Никитина сохранилось два дома (№ 20 и 21). Поэтому было решено воссоздающуюся часовню разместить ближе к улице И.С. Никитина, то есть примерно в двадцати метрах ниже первоначального места расположения.

Освящение закладного камня воссоздаваемой часовни было совершено 29 июня 2004 г. Благодаря усердию мецената и строителей возведение часовни было осуществлено в короткий срок. 27 августа 2005 г. в ряду праздничных мероприятий, посвященных 275-летию Барнаула, была освящена часовня Александра Невского. При большом стечении горожан, в присутствии первых лиц города, строителей и благотворителей чин освящения совершил преосвященнейший Максим (Дмитриев), епископ Барнаульский и Алтайский.

Постепенно велась работа по созданию внутреннего интерьера часовни Александра Невского. Настенную роспись осуществил иконописец И. Углев, главные иконы Спасителя, Божией Матери и Александра Невского написаны иконописцем епархиальной мастерской Г.Д. Замолоцких, а резные киоты выполнены С.М. Колесниковым. В настенных росписях часовни имеются лики архангелов, многих почитаемых святых, благоверных князей, воинов, а также алтайских святых – миссионеров и новомучеников.

В Часовне имеется особо чтимая святыня. Это икона святого Антипы Пергамского с частицей мощей.

Первый молебен в Часовне был торжественно совершен Владыкой Максимом 12 сентября 2006 г. В этот день, день святого благоверного князя Александра Невского, воссозданная часовня увидела первых посетителей. Теперь горожане и гости города имеют возможность посещать место молитвенной памяти великого русского Святого, одного из созидателей Святой Руси.

 


 

[1]. Туманник А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. Новосибирск, 1998.

[2]. Центр хранения архивных фондов Алтайского края (далее ЦХАФ АК). Ф.50. Оп.13. Д.12.

[3]. ЦХАФ АК Ф.86. Оп.1. Д.16. Л.11.

[4]. ЦХАФ АК. Ф. 51 Оп. 1 Д. 7. Цит. по: Кривоносов Я.Е., Скворцова Т.В. Православные храмы Барнаула (1751 - 2001 гг.). Барнаул, 2001. С. 78 - 79.

[5]. ЦХАФ АК. ФП.490. Оп.2. Д.26.

[6]. ЦХАФ АК. ФП.490. Оп.2. Д.9.

[7]. АГКМ. НВФ №192.

[8]. ЦХАФ АК. ФП.490. Оп.4. Д.1. ЛЛ. 37-42.

 


 

Источники и литература

1. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф.50. Оп.13. Д.12; Ф.86. Оп.1. Д.16; ФП.490. Оп.2. Д.9, 26; Оп.4. Д.1.

2. А.Г. Туманник. Крупнейшие православные храмы Сибири. – Новосибирск, 1998.

3. Ю.А. Крейдун, Е.В. Шарова. 135 лет со дня закладки часовни Александра Невского на Московском (ныне Ленинском) проспекте // Барнаульский хронограф, 2003 год : календарь знаменательных и памятных дат. – Барнаул : Алтай, 2002. – С. 19–21.

4. Я.Е. Кривоносов, Т.В. Скворцова. Православные храмы Барнаула (1751 - 2001 гг.). Барнаул, 2001.

      
  Главная · Написать автору · Ответы на вопросы                      
  Библиотека исследований , все права защищены. Использование материалов данного сайта возможно при указании:                   
активной гиперссылки на данный сайт - для интернет ресурсов, библиографической ссылки - для печатных работ.                    
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS