Главная · Новости сайта  
   
 

  Отзыв прот. Георгиz Крейдуна о первом Епархиальном семинаре храмостроителей в Барнауле, прошедшем  августа  г.


 

Корреспондент:

Отец Георгий, первый вопрос скажем, такой: что, где, когда расскажите, что здесь происходит и зачем этот семинар храмостроителей понадобился, он же первый, зачем это?

 

Прот. Георгий Крейдун:

Сегодня происходит достаточно интересное событие, для Барнаульско-Алтайской Епархии, ну и в целом для земли алтайской, проводится первый епархиальный семинар храмостроителей. Как известно, уже более 20-ти лет назад политика государства изменилась в отношении к религии, стало возможно снова открывать, строить храмы, возрождать утраченное, строить на новых местах, возрождать духовную жизнь. Ну, и как известно, духовная жизнь немыслима без места, где нужно молиться, и можно молиться, а все таки строительство храмов, это наиболее может быть, сложная тема для строителей, поскольку одно дело жилье типовое, другое дело все таки храм, который должен представлять некий небесный образ, и все таки в советские времена в период безбожия привели к тому что мастера, конечно ушли, новых не пришло, поэтому все это только возрождается. Данный семинар как раз созван по благословению Владыки Максима для того, чтобы те люди, которые уже включились в этот процесс, обменивались опытом, делились какими-то наработками в этой сфере. Ну для того, чтобы храмы по крайней мере новые и которые ранее были построены, становились все краше и соответствовали своему историческому образу.

 

Корреспондент:

Скажите, а можно сказать, что сегодня вот строительство храмов в Алтайском крае разрозненно, а тут какой-то единый концепт нужный, зачем собрали, обобщить знания и помочь вот по направляющим?

 

Прот. Георгий Крейдун:

Ну как и любой раздел искусства, в том числе церковного, это все- таки, полет творческой мысли и в том числе и при строительстве храмов допускаются какие-то интересные находки архитекторов, искусствоведов, художников, тех же батюшек, вот, которые здесь будут молиться в новостроящемся храме. Поэтому обмен опытом очень необходим, нельзя сказать, что разрозненно это как-то, все равно на строительство храма получается благословение архиерея, все равно архиерей смотрит. Другой вопрос, что не всегда сам архиерей может так много времени уделить, углубиться в тему он же не специалист в области архитектуры. И поэтому, где-то проект очень хорош, где-то имеет какие-то недостатки, но в силу того, что нет альтернативы, может быть, допускается строительство и в таком виде. Но обмен как всегда как и в науке, в любом виде деятельности человеческой, обмен, в общем-то, всегда полезен когда люди профессионалы встречаются, они взаимно обогащают друг друга.

 

Корреспондент:

Скажите, что это за находки, вот вы сказали, находки батюшек, еще кого-то примеры можете привести?

 

Прот. Георгий Крейдун:

Ну вот смотрите, история христианства насчитывает как минимум 2000 лет, если не считать дохристианскую ветхозаветную историю, и как известно, это с одной стороны хронологически 2000 лет, но и территориально, это по сути весь мир - Византия, Римская империя, Россия, и т.д. и т.д. Где-то свои интересные традиции формировались, где-то какие-то вот украшения иконы, ризы, иконостасы, формы глав, отделка внутренней росписи или фасадов, т.е это целый комплекс церковного искусства, который, может быть, какие-то интересные исторические детали утрачиваются, и кто-то их нашел в архивах, т ам, в каких-то древних храмах- аналогах, я в этом смысле, имею ввиду находки, т.е. как бы возрождение давно забытого старого, ну и может быть какой-то попытки новое уже совместить, скажем, современный взгляд, восприятие современного человека с историческими. Потому что, просто копировать же наверное, тоже не всегда разумно. А находить какой-то такой взаимный консенсус, если так можно сказать, между традицией, историей и современностью, это и есть творчество современных храмостроителей.

 

Корреспондент:

А вот какие современные веяния в строительстве, какие вот только -только вот появились и их начали повсеместно использовать?

 

Прот. Георгий Крейдун:

Ну, первое это просто копируются более ранние образцы, т.е. строительство по образцовым проектам, это сейчас наиболее распространено, а второе это все - таки то, что идет более осмысленное отношение, не просто копировать понравившийся проект там 19 века, а все таки искать какой-то новый взгляд, потому что нужно вписывать в современную уже городскую или сельскую среду, уже совершенно по- другому может быть храм выглядеть, как это могло быть раньше в 19 веке. Поэтому каких-то уже общепринятых норм, таких, ну, кроме технологических технических да, норм вот в образе храма, сегодня еще не выработано, чтобы вот прямо все делали одинаково да может быть это и не будет, а будут просто какие-то направления, которые мы будем называть какие-то более каноничными, какие-то менее каноничными и т.д.

 

Корреспондент:

А вот скажите, Никольскую церковь на Ленина, можно назвать образцом современного храмостроительства, все таки как-то она вписывается же все-таки в городской

 

Прот. Георгий Крейдун:

Ну, с какой-то стороны она вписывается, с какой-то не вписывается, но это, в общем-то, образцовый проект в русском стиле конца 19 века и восстановлен в таком виде, в каком он был. Поэтому, здесь никаких нововведений особо не было.

 

Корреспондент:

А где есть?

 

Прот. Георгий Крейдун:

А то, что вписывается, да это красиво, и по отношению там к хрущевской или сталинской застройке, такой примитивной, понятно, храм даже 19 века прекрасно выглядит.

 

Корреспондент:

А вот где, в каком районе, и вот куда можно съездить, и посмотреть, что да, вот это современное веяние?

 

Прот. Георгий Крейдун:

Вопрос очень сложный, чтобы ответить на него честно, да поэтому в каждом храме, ну, если это не восстановленный по архивным чертежам, а ново-построенный, есть современные тенденции, есть в каждом храме, это вот допустим, часовня в память Евдокимова, она очень интересна, т.е это часовня –сень, т.е как бы над иконой, она в плане треугольная, что необычно, обычно четырехугольная, вот уже нововведение, но получилось прекрасно, и служит своей роли. Другие храмы тоже где-то допустим, древнерусский аналог взят за основу, но элементы декора новые, может быть большие световые проемы сделаны, поскольку все-таки современный человек привык к хорошему освещению, а не темным таким, затемненным пространствам, так что в каждом новом храме есть свои какие –то новые детали.

 

Корреспондент:

Спасибо большое.

 

Прот. Георгий Крейдун:

Пожалуйста.

 


 

Фотографии с семинара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      
  Главная · Написать автору · Ответы на вопросы                      
  Библиотека исследований , все права защищены. Использование материалов данного сайта возможно при указании:                   
активной гиперссылки на данный сайт - для интернет ресурсов, библиографической ссылки - для печатных работ.                    
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS